Новости - ЧТОТиБ

6 июня

Урок – консультация

 

Скоро у студентов начинается сессия, первокурсники тоже готовятся сдавать три экзамена, среди которых русский язык. Будут проверяться не только знания этого предмета, но и знания художественной литературы. Как обычно, перед такими испытаниями преподаватель  проводит консультацию, чем и стало занятие 31 мая  для студентов пяти групп. Предложена была  актуальная тема – «Деревенская проза», - отражающая  одно  из направлений экзамена  – «Дом».

Каждая группа сыграла   роль консультанта по творчеству одного из писателей, для которых деревенская тема стала основной, потому что сами они родом из этих мест.

Занятие началось с песни «Русское поле». На экране русский пейзаж:  колосится пшеничное поле,  убегает вдаль просёлочная дорога, оставляя по сторонам деревянные избы с расписными наличниками, тонкие берёзки с зелёными платочками – листочками…

Потом зазвучало стихотворение Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне». И это было открытием урока – консультации. Группы – участники заранее получили задания: подготовить видеоролик,  слово о писателе, инсценировку произведения. Был установлен регламент выступления (15 мин.) Цель такого занятия  очень важна: познакомиться с фактами биографии   писателя, привлечь внимание студентов – первокурсников к особенностям его творчества, пробудить интерес  к чтению произведений этого автора.

Писателя Бориса Макарова представила студентка группы группа УМД – 17 – 1 Зверева Мария, а отрывок из рассказа  «Заботы и радости бабушки Дарьи» прочитала Колтуненко Александра. 

С творчеством  Валентина Распутина слушателей познакомила группа  СЭЗС – 17 – 2. Ребята серьёзно готовились к выступлению. Три сцены из рассказа «Уроки французского» были предложены участникам занятия. Роль учительницы замечательно сыграла Горбань Кристина. О чём это произведение? О чуткости, доброте, об отношении в селе к учителю, о том, как взрослый человек дал урок жизни человеку, начинающему жить. 

Группа  АРХ – 17 – 1 пополнила галерею портретов новым именем - Виктор Астафьев. После прозвучавшего слова о писателе для просмотра была  предложена инсценировка по рассказу «Фотография, на которой меня нет». Бабушку Катерину сыграла Шабалина Настя, она покорила аудиторию своим перевоплощением. Звучала речь простая, колоритная. Обращение её к внуку (в исполнении   Минина Сергея), причитания были наполнены заботой, беспокойством за его здоровье. Ребята даже быстро соорудили на импровизированной сцене русскую печь. Последняя фраза звучала грустно:

« Деревенская фотография – своеобразная летопись, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне разорённого  гнезда. 

Про  писателя Василия Шукшина рассказала группа  ИСиП – 17 – 1.   В их постановке была показана сцена из рассказа «Сельские жители», наполненная какой – то лёгкой иронией и любовью автора.

Живо и интересно рассказал о нашем земляке  Михаиле Вишнякове Гарбузюк Антон, студент группы  ТОРА – 17 – 1. Диалог хохла и гурана   (Соловьёв Алексей и Просянников Михаил) из рассказа «Будь здоров, кенгуру!», -  вызвал у аудитории интерес и оживление.

В течение одного учебного занятия  ребята смогли получить  столько информации! У многих появилось желание перечитать ещё раз эти повести и рассказы, так что на  экзамене будет о чём писать. В своих отзывах почти все студенты     сказали   о пользе такой консультации, о желании принимать участие в подобных занятиях.

Деревенская тема особенно ярко звучит в русской литературе, писатели бьют тревогу, рассказывая об исчезающих с лица земли сёлах, деревнях. В финале прозвучали стихи забайкальского писателя, поэта Бориса Макарова:

Деревни тихо умирают.

Россия, выживешь ли ты?

 

Спасибо, ребята, за ваше  творчество, за ваши интересные  находки в подготовке и проведении этого занятия! Вы – молодцы!

Преподаватель русского языка и литературы Журавлёва Л.Б.