6 июня
Урок – консультация
Скоро у студентов начинается сессия, первокурсники тоже готовятся сдавать три экзамена, среди которых русский язык. Будут проверяться не только знания этого предмета, но и знания художественной литературы. Как обычно, перед такими испытаниями преподаватель проводит консультацию, чем и стало занятие 31 мая для студентов пяти групп. Предложена была актуальная тема – «Деревенская проза», - отражающая одно из направлений экзамена – «Дом».
Каждая группа сыграла роль консультанта по творчеству одного из писателей, для которых деревенская тема стала основной, потому что сами они родом из этих мест.
Занятие началось с песни «Русское поле». На экране русский пейзаж: колосится пшеничное поле, убегает вдаль просёлочная дорога, оставляя по сторонам деревянные избы с расписными наличниками, тонкие берёзки с зелёными платочками – листочками…
Потом зазвучало стихотворение Николая Мельникова «Поставьте памятник деревне». И это было открытием урока – консультации. Группы – участники заранее получили задания: подготовить видеоролик, слово о писателе, инсценировку произведения. Был установлен регламент выступления (15 мин.) Цель такого занятия очень важна: познакомиться с фактами биографии писателя, привлечь внимание студентов – первокурсников к особенностям его творчества, пробудить интерес к чтению произведений этого автора.
Писателя Бориса Макарова представила студентка группы группа УМД – 17 – 1 Зверева Мария, а отрывок из рассказа «Заботы и радости бабушки Дарьи» прочитала Колтуненко Александра.
С творчеством Валентина Распутина слушателей познакомила группа СЭЗС – 17 – 2. Ребята серьёзно готовились к выступлению. Три сцены из рассказа «Уроки французского» были предложены участникам занятия. Роль учительницы замечательно сыграла Горбань Кристина. О чём это произведение? О чуткости, доброте, об отношении в селе к учителю, о том, как взрослый человек дал урок жизни человеку, начинающему жить.
Группа АРХ – 17 – 1 пополнила галерею портретов новым именем - Виктор Астафьев. После прозвучавшего слова о писателе для просмотра была предложена инсценировка по рассказу «Фотография, на которой меня нет». Бабушку Катерину сыграла Шабалина Настя, она покорила аудиторию своим перевоплощением. Звучала речь простая, колоритная. Обращение её к внуку (в исполнении Минина Сергея), причитания были наполнены заботой, беспокойством за его здоровье. Ребята даже быстро соорудили на импровизированной сцене русскую печь. Последняя фраза звучала грустно:
« Деревенская фотография – своеобразная летопись, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне разорённого гнезда.
Про писателя Василия Шукшина рассказала группа ИСиП – 17 – 1. В их постановке была показана сцена из рассказа «Сельские жители», наполненная какой – то лёгкой иронией и любовью автора.
Живо и интересно рассказал о нашем земляке Михаиле Вишнякове Гарбузюк Антон, студент группы ТОРА – 17 – 1. Диалог хохла и гурана (Соловьёв Алексей и Просянников Михаил) из рассказа «Будь здоров, кенгуру!», - вызвал у аудитории интерес и оживление.
В течение одного учебного занятия ребята смогли получить столько информации! У многих появилось желание перечитать ещё раз эти повести и рассказы, так что на экзамене будет о чём писать. В своих отзывах почти все студенты сказали о пользе такой консультации, о желании принимать участие в подобных занятиях.
Деревенская тема особенно ярко звучит в русской литературе, писатели бьют тревогу, рассказывая об исчезающих с лица земли сёлах, деревнях. В финале прозвучали стихи забайкальского писателя, поэта Бориса Макарова:
Деревни тихо умирают.
Россия, выживешь ли ты?
Спасибо, ребята, за ваше творчество, за ваши интересные находки в подготовке и проведении этого занятия! Вы – молодцы!
Преподаватель русского языка и литературы Журавлёва Л.Б.