21 марта
Творческая мастерская
21 марта отмечается День Поэзии.
Этой дате было посвящен урок литературы в группе АРХ-13-1. Мы выбрали необычную форму проведения, чему соответствовало название – «Творческая мастерская».
На занятие в качестве мэтра пригласили забайкальскую поэтессу Муратову Наталью Юрьевну, которая уже не раз встречалась с нашими студентами в «Литературной гостиной». Цель нашего занятия – открыть молодому поколению тайны рождения стиха. Поэтому сказать слово о размерах стихосложения мы посчитали необходимым. Конечно, многим было сложно уловить особенности, и как герой романа А.С. Пушкина - Евгений Онегин – наш студент «не мог … ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».
Но разговор о ритме и рифме оживил ребят. Оказалось, что они знают некоторые особенности рифмовки. Задание – «Поиграем в рифмы» - оказалось интересным, потому что банальная рифма «конфета – котлета – ракета» стала пополняться другой – «конфета – где ты - одета - до лета».
Наш мэтр – Наталья Юрьевна - включилась в эту игру и посоветовала ребятам рифмовать необычные слова. Так интереснее! Она прочитала свои стихи. И по реакции студентов можно было понять – нравятся.
Небольшой лингвистический эксперимент мы провели с рифмой одного детского стихотворения К.Бальмонта. Надо было написать своё, но сохранить рифмы известного поэта Серебряного века:замарашка – зверёк – ромашка – цветок – манит – полей – обманет – милей.
Каждая группа представила свою работу, и это было не менее интересно, чем у К.Бальмонта. Вот экспромт Куйдиной Анастасии:
Сидит в углу замарашка,
Как бедный, забитый зверёк,
А за окошком ромашка-
Летний, прекрасный цветок.
Свободой ромашка нас манит,
Далью зелёных полей.
Я верю, она не обманет…
Свобода всегда нам милей.
Как звучит это стихотворение у Бальмонта? Желающие могут найти его и прочитать.
Потом группа слушала стихи Натальи Юрьевны, и мы думаем, что их смысл доходил до каждого сердца, затронул чувства и заставил размышлять.
Не изучив такую науку, как поэзия, нельзя стать поэтом (за редким исключением гениев). Нельзя даже быть понимающим читателем, умеющим ценить стихи. Пусть ребята не станут поэтами, но прекрасными читателями могут стать, а это уже очень много. Каждое стихотворение – живой организм, который имеет свою «анатомию и физиологию» – и мы должны понять, по каким законам строится и живёт стихотворение.
Думаем, что такое занятие было познавательным для ребят. Благодарим студентов группы АРХ-13-1 за активность. И, конечно, Наталью Юрьевну Муратову за участие в работе «Творческой мастерской».
Преподаватель литературы Журавлёва Л.Б.