Новости - ЧТОТиБ

18 февраля

Статья об уроке по новой методике

Развиваем критическое мышление

В начале февраля в группе АРХ-15-1 прошло заключительное открытое занятие по роману Ф.Достоевского «Преступление и наказание». Тема – образ главного героя Родиона Раскольникова.

Как сделать интересным и глубоким  этот разговор? Тем более проблема современных Раскольниковых актуальна сегодня. Вседозволенность, произвол, когда один имеет право решать участь другого, преступления, шокирующие общество – вот он современный мир, показанный Достоевским в аллегорическом  сне о «моровой язве».

Ребятам было предложено провести урок по методике «Шесть шляп мышления». О ней подробно можете прочитать в Интернете. Но главное, методика  позволяет последовательно «включать» разные типы мышления. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении.

 

 

Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина.

Работа в малых группах располагала к проведению такого  занятия. И мы взялись за дело. Были изготовлены шляпы шести цветов. Каждой группой выбран свой цвет,  своё направление мысли. А вот шляпу синего цвета было предложено примерить Содбоевой Арюне и Еремеевой Ксении. Их роль – управлять процессом и делать выводы.  Они стали аналитиками – экспертами.

Занятие началось с просмотра финальной сцены фильма по роману, потом обратились к теме, написанной на доске: «Раскольников - !?...». Ребята объяснили, почему поставлены такие языковые знаки. Увидели, что финал открыт и в фильме,  и в теме занятия. Каждая группа определила ключевой фразой направление своего мышления. А эксперты даже предложили латинское выражение, которое переводится так: «Я мыслю, значит,  я живу». Притчу о «Шести шляпах мышления» пересказала Горюнова Анна.

Разными  были выступления ребят: кто-то повторял уже ранее прозвучавший  материал, кто-то старался использовать найденную самостоятельно информацию, кто-то высказывал свои мысли. Надо отметить выступления Мельник Екатерины, Косолаповой Анастасии, Кайль Алёны, Шкапий Елизаветы, Бородиной Анастасии.

Но чувствовалось, что не все прочитали роман Достоевского, и это стало причиной замешательств во время выступлений. Портрет Раскольникова  нарисовал Александрович Андрей и дал свою интерпретацию. Зуева Оля нашла интересные графические иллюстрации Эрнста Неизвестного к роману. И вновь ребята увидели портрет героя с названием «Открытый финал».

Урок прошёл удивительно быстро.  А пока эксперты, надевшие «Синюю шляпу мышления»,   готовились подвести итоги, группы создали синквейн и поработали в режиме «незаконченных предложений». Вот что получилось:

Раскольников…

Эгоистичный, замкнутый.

Наблюдает, страдает, бредит.

«Тварь ли я дрожащая?

Убийца!»

И это был вывод по уроку.

 

P.S. Не всё задуманное мы сумели воплотить на этом  занятии, не всё прошло как должно быть, но надеемся, что преподаватели, увидевшие нашу работу, не будут строго судить нас, потому что  такую  методику мы применили впервые. Да и развитие критического мышления - это долгий процесс, который  осуществляться должен в системе и не на одном предмете.

Преподаватель русского языка Журавлёва Л.Б. и студенты группы АРХ-15-1